24.02.2020

Про истинную безопасность детей

Шел 1992 год. г. Ставрополь. Школа. Обычная средняя школа. Объявление по школе, о том что завтра состоятся учения ГО и ЧС, а потому нужно принести с собой ватномарлевые повязки и повязки на руку. Я тогда был в 10 классе. Помню весь вечер шил обе повязки из подручных материалов. То есть их не было с собой в портфеле каждый день, они не лежали в каждом кабинете, они... Их просто не было. Все знали, что учения будут на третьем уроке и потому после тройного звонка все должны встать и организованно эвакуироваться в заранее отведенное место. С утра уборщица с помощью ключей и трудовика заботливо отомкнула заржавевшие замки на эвакуационных выходах, один из которых выводил на "курилку". Третьим уроком была химия. Прозвенело три звонка. В каждом классе были выделен дежурные, ответственные за младшеклассников из соседних кабинетов, причем закреплены были согласно расписания. Все после звонков встали, быстро достали и завязали ватно-марлевые повязки и побежали к своим подопечным. Помогли завязать повязки им и централизованно начали выходить из школы. Помню я вел младшеклассников через кабинет химии, через подсобку с большими стеклянными шкафами полных реактивов в сторону эвакуационного выхода. Помню лестницу, которая не видела ноги человека очень давно. Лестница была заставлена стройматериалами, "козлами" для маляров, длинными листами фанеры. На пролетах стояли остатки каких-то тумбочек, видимо списанных, но так и не вывезенных заботливым завхозом. Помню шли мы в колонну по одному даже по хорошоосвещенному эвакуационному выходу. Помню, когда вся школа вышла - довольный директор с ответственным за проверку выключили секундомер и всем разрешили возвращаться обратно. Уложились вовремя! Молодцы.
Но у этой истории было продолжение. Ведь 90-е это сложные годы. Помню, как уже без предупреждения, раздался известный сигнал из трех звонков. помню оторопь учителей, которые кинулись в коридор спрашивать, что случилось, вместо того, чтобы начинать эвакуацию. Помню, как забегали дежурные учителя в поисках ключей от выходов. Помню как хаотично начали выбегать из классов дети с портфелями в сторону гардеробов, чтобы уже одетыми выскочить на улицу. Помню, какая толпа пыталась выйти через единственные двери на улицу, а так никто и не понимал, что произошло. Помню, как физрук в импровизированный рупор, сложенный из папки, кричал чтобы все уходили на стадион, подальше от школы... Тревога была уже не учебной - в школе раздался звонок о минировании...
После этих двух случаев я помню мой разговор с папой, мол как же так, почему все эти выходы замкнуты, почему только что отрепетированные действия не были востребованы, почему ключей не было на вахте, да и вахтера тоже, почему заветный сигнал привел к вопросам а не к организованным действиям? Тогда он сказал очень просто "Все что не используется в повседневной жизни, в чрезвычайной ситуации не будет использовано, а все эти тренировки не приведут ни к какому результату"...
Потом, позже, я вспоминал эти слова много раз, когда услышал, про Буденовск, про Кизляр, про нетипичное поведение людей в критических ситуациях и много много раз. Но больше всего меня убивали проверки в образовательных организациях, которые приводили то к замене вывесок "запасный выход", то к замене одних огнетушителей другими, то к инструктажам по технике безопасности, за которые надо просто расписаться в журнале... Но ни разу они не привели к открытию этих самих выходов и повседневному их использованию.
Несколько раз я попадал на эвакуацию в больших торговых комплексах, конечно вместе с детьми, конечно бросал все покупки не дойдя до кассы и быстро уходил прочь... Но, выйти из торгового центра - это проблема. Отойти на безопасное расстояние - тоже проблема. Выехать с парковки в чрезвычайной ситуации - вообще нереально!
Да сколько же надо смертей, чтобы ситуация начала меняться, а центры не появлялись на любом пятачке свободной земли.
Поделился ставропольский френд Александр Молчанов